Выберите регион:
Ваш город:
Санкт-Петербург
ISO 9001:2008
Оставьте отзыв о нашей работе
9 Декабря

Адаптация персонала: один из ключевых трендов HR

Построение эффективной команды, которая приведет бизнес на высокую ступень, − одна из ключевых задач специалиста HR-службы при подборе персонала. При этом прием новых сотрудников не ограничивается, как раньше, только заключением трудового договора с тем, кто имеет подходящую квалификацию.

Приему на работу обязательно предшествует отбор кандидатов, как правило, в компаниях функционирует целая система, которая позволяет выбрать лучших и принять в команду именно их. И вот, когда выбор сделан, новичок выходит на работу, здесь важны мероприятия по адаптации сотрудника.


Как помочь сотруднику адаптироваться на новом месте?

В одних компаниях эти процессы сводятся к беседе новичка со специалистом по управлению персоналом, а затем с руководителем подразделения. В других – ничего не делается и новичку приходится «осваиваться» самостоятельно, а есть и те, кто соответствует HR-трендам, – и использует многоступенчатые программы по адаптации.

Мероприятия по адаптации стратегически важны для компании. У сотрудников есть огромный выбор, где можно реализовать свои профессиональные способности и навыки, как и у работодателя – база кандидатов. Важно сделать так, чтобы новичок освоился как можно быстрее и стал приносить нужные для компании результаты.

Первый день на новом рабочем месте – это знакомство с коллективом и обязанностями, освоение тонкостей наработанных бизнес-процессов и корпоративной культуры, правил взаимодействия с коллегами, клиентами и руководством, а также приобретение недостающих знаний и подстройка под требования, предъявляемые в компании. Всё это нужно для эффективной работы сотрудника.

Анна Павлова, руководитель службы персонала компании «Первый БИТ» (Санкт-Петербург):

«В задачу службы персонала входит обеспечение успешности этого процесса. Только системный подход способствует успешному прохождению адаптационного периода и максимально быстрого выхода сотрудника на нужные показатели. Мы уделяем большое значение именно этому этапу работы с сотрудниками и используем как общий, так и дифференцированный подход к каждому новому члену команды «Первый БИТ».



HR-служба – лучший «путеводитель» по компании

Новый сотрудник похож на туриста, впервые оказавшегося в незнакомой стране. Кто-то ориентируется лучше и владеет языком, обладает хорошими коммуникативными навыками и не боится спрашивать дорогу, кто-то напротив, нерешителен и боится лишний раз доставить кому-то неудобства своими вопросами.

Основная задача службы персонала – помочь сотруднику освоиться в незнакомой обстановке. Стать гидом в новом пространстве, выдать карту и необходимую информацию, которые позволят быстрее избавиться от ощущения чужака, а значит направить силы на исполнение обязанностей, а не на борьбу с внутренним дискомфортом.

Направление деятельности и должность – не имеют значения. Курьер, менеджер по продажам, программист – каждый из них, прежде всего, человек, оказавшийся в новой обстановке. От того, как менеджер по персоналу сможет их адаптировать, зависит количество и качество времени, которое человек посвятит компании. Считается, что решение об увольнении принимается в первый рабочий день, а затем с каждым днем сотрудник лишь укрепляется в этом желании.

Анна Павлова, руководитель службы персонала компании «Первый БИТ» (Санкт-Петербург):

«Мы делим мероприятия по адаптации на общие и индивидуальные. Ответственность за них распределяется между участниками процессов. Так, например, за знакомство с компанией, внутренними правилами и корпоративной культурой отвечает менеджер по персоналу, за знакомство с коллективом, задачами и планами – непосредственный руководитель, за вхождение в должность и освоение знаний, необходимых для начала работы – наставник. Контроль за процессом адаптации и получение результатов осуществляет менеджер по персоналу.

Срыв на каком-либо этапе – это риск потерять сотрудника, создать негативное впечатление о компании или получить не очень замотивированного сотрудника уже в самом начале совместной деятельности».

Результат адаптации – залог успешной работы. И его нужно не только укреплять, но и поддерживать на протяжении всей работы сотрудника в компании.

Обучение, мотивация, кадровый резерв, укрепление корпоративного духа, оценка эффективности и даже увольнение – все эти процессы важно осуществлять как можно лучше в отношении каждого сотрудника в компании. Чем лучше они поставлены, тем более высокие результаты достигает компания.

Значимость этих внутренних процессов доказана практикой. На протяжении многих лет, компания «Первый БИТ» совершенствует свои HR-процессы. Сотрудники – основная ценность компании, этот девиз позволяет Первому БИТу сохранять лидерские позиции на рынке многие годы.

Ключевые тренды: автоматизация и консалтинг в сфере HR

Сегодня многие предприятия автоматизируют у себя процессы подбора и адаптации персонала. Это способствует тому, что ценные кадры и таланты остаются в компании, а также влияет на повышение её привлекательности на рынке труда.

Для ведения кадрового учета и расчета заработной платы многие компании используют программное обеспечение «1С:Зарплата и Управление Персоналом».

Теперь на 1С появилось много функций для автоматизации HR-службы, в том числе и организация автоматического назначения, контроля и выполнения задач по адаптации сотрудников. Данные возможности представлены в расширенной версии «1С:Зарплата и Управление Персоналом КОРП».

Ольга Иконникова, руководитель группы автоматизации процессов управления персоналом компании «Первый БИТ»:

«Автоматизация процесса адаптации особенно важна для средних и крупных предприятий, в которых новому сотруднику необходимо ознакомиться с большим количеством регламентов, получить доступ к различным ресурсам, пройти много процедур введения в должность, а менеджерам по персоналу в свою очередь организовать и проконтролировать процесс адаптационных мероприятий».

Во всех компаниях такие мероприятия проходят по-разному, это зависит от внутренних процессов. Так, например, если на предприятии существует процедура оценки персонала, то часто задачи по адаптации связаны с оценкой навыков, компетенций, получением обратной связи от непосредственного руководителя, наставника или от самого сотрудника. Сюда же можно отнести оценки, которые выставляются по окончании испытательного срока.

В том случае, когда компания активно занимается развитием персонала, адаптация связана с задачами по обучению новичка, что позволяет обеспечить быстрый старт сотрудника.

Может быть и такой вариант, что в организации отлажены не все HR-процессы (подбор и адаптация, оценка и мотивация, обучение и развитие персонала), но даже в этом случае нужно контролировать, чтобы сотрудник вовремя получил зарплатную карту, прошел вводную лекцию и получил спецодежду.

Что представляет собой автоматизированный процесс адаптации?

  • Есть возможность определить состав и последовательность действий, выполняемых при адаптации для компании в целом, для подразделения, для должности или для рабочего места, а иногда и персонально для сотрудника или наставника;
  • За конкретным сотрудником закрепляется ответственность за всю процедуру адаптации, за конкретное мероприятие или за отдельную задача в рамках этого процесса;
  • Для каждого адаптационного мероприятия устанавливаются задачи и сроки выполнения;
  • После процедуры оформления сотрудника автоматически запускается процесс назначения задач ответственным;
  • Имеется инструмент для контроля соблюдения самих адаптационных мероприятий и сроков их выполнения.

«1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП» позволяет отслеживать результаты прохождения адаптационных мероприятий по конкретным сотрудникам либо по группам, а также просматривать статистику отклонений при их выполнении за различные периоды.

Программа дает возможность содержательно описать каждое мероприятие по адаптации, закрепить ответственного за его проведение и установить период, обязательный для выполнения (например, 1 день с момента приема сотрудника на работу).

Планирование программы адаптации для конкретного сотрудника, должности или подразделения осуществляется в едином разделе, что позволяет ответственному за управление процессом видеть целостную картину всех мероприятий, предусмотренных на разных уровнях компании.

Ольга Иконникова, руководитель группы автоматизации процессов управления персоналом компании «Первый БИТ»:

«В расширенной версии программы «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 КОРП» появилась возможность работы через web-интерфейс. Это позволяет подключить к процессу адаптации большое количество пользователей, в нем могут участвовать все сотрудники компании. В этом случае взаимодействие сотрудников с HR-службой по всем вопросам адаптации может быть организовано через 1С.

В программе для пользователей предусмотрен личный кабинет, в котором сотрудники компании могут получать задачи, например, на прохождение опроса или тестирования, просматривать свои личные данные, подавать заявку на прохождение обучения.

Взаимодействие в режиме онлайн позволяет крупным компаниям, имеющим централизованную службу управления персоналом, обеспечивать связь со всеми сотрудниками филиалов или удаленных предприятий.

Правильно организованный процесс адаптации сотрудников позволяет повысить процент закрытия вакансий и снизить текучесть кадров в компании. Благодаря автоматизации сферы HR служба по персоналу выстраивает эффективное взаимодействие с сотрудниками, налаживает с ними обратную связь и контролирует внутренние процессы, используя функционал системы «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 КОРП» от компании «Первый БИТ».


Возврат к списку

Линия консультации
Поддержка вашего бизнеса 24/7

У вас возникли вопросы?
Задайте их нам!

Заполните форму - и мы перезвоним Вам в течение 2 часов в рабочее время.

Выберите регион:
Контакты

Узнайте первым об акциях и скидках и получайте профессиональные новости, а также советы по «1С» – еженедельно!


Если вы заметили ошибку, сообщите нам, выделив проблемный текст и нажав Shift + Enter. Спасибо!